Categories:

Затаившийся дракон: можно ли назвать Китай дружественной страной в эти времена?

Сегодня выскажу своё мнение о позиции Китая, его реакции на происходящее в мире и того, чего можно ждать от этой страны в зависимости от развития событий. Все это будет ответом на многочисленные вопросы, которые поступают в комментариях и от СМИ.

Кому Китай друг

У Китая есть только одна страна и одна нация, к которой он относится максимально дружественно (хотя и строго) – это сам Китай. Весь прочий мир для Китая «другая территория», дела которой его, конечно же, касаются, но в целом Китай живёт в вакууме другой реальности без интеграции в информационное пространство.

Китайцы всегда остаются китайцами, даже, если проживают в других странах: об этом красноречиво говорят «чайнатауны», диаспоры и отсутствие вовлеченности этого сообщества в окружающую жизнь.

Китайская экономика сильна, она выживет и самостоятельно, даже если и экспорт сократиться, а отмениться он не может. При этом исключить сам Китай из производства для мировых корпораций крайне сложно, на это уйдут годы, за которые Китай тоже перестроится.

На данный момент Китай не высказывается против России потому, что видит экономическую выгоду от сотрудничества и минусы от его отсутствия. Сотни китайских фабрик делают продукцию преимущественно для России или же доля РФ в их бизнесе достаточно велика. Остановка заказов означает остановку производства и безработицу.

Из России в Китай текли долларовые потоки: все наши взаиморасчёты по закупке электроники до 2022 были в долларах, разговоры о переходе на юани так и не ушли дальше разговоров. Слабая и голодная Россия Китаю не интересна.

Более того, многие говорят о том, что сейчас, наблюдая со стороны, Китай получает для себя ответы на вопросы: «а что мне можно» и «что мне за это будет», учитывая свои интересы по Тайваню, спорным островам и прочим геополитическим объектам.

Правильно говорят, что мудрые учаться на чужих ошибках.

Но Китай – это такой наблюдатель, который, в случае чего, не постесняется добить проигравшего и взять то, что он может взять. Если уж пошло время уроков истории, то китайцы особо никогда не считали равноправными Айгунский договор (1858) и Пекинский договор (1860).

Китай – точно не друг. Это нейтральный партнёр, который пока не нападает.

Ничего личного – только бизнес

Никакой поддержки российскому бизнесу бизнес китайский не оказывал и не будет оказывать. На данный момент ряд заказчиков, которые полностью зависят от китайского производства, стали получать требования о 100% предоплате до производства.

Действительно есть риски того, что заказанный товар зависнет у поставщика. Но если это тот товар, который можно перепродать другим клиентам, риски меньше.

Я занимаюсь электроникой. Это те товары, которые в кризисные моменты будут покупать меньше, но он с равным успехом может продаваться в разных регионах.

Я договорился с ключевыми поставщиками о продолжении поставок на текущих условиях, и лишь в некоторых случаях о временной приостановке кредитной линии (то есть за товары нужно будет платить сразу, а не потом). Если будет совсем плохо, поставщик сможет продать такой товар в другие регионы, а я помогу и объясню, как.

Китайцы достаточно начали поднимать цены. Помимо того, что они уже увеличили их после новогодних каникул. В основном, это происходит «на всякий случай» без оснований. Обычно это происходит в тех случаях, когда они понимают, что заказчику особо некуда уходить.

В версии росте цен для нас виноваты американцы. Американцам и украинцам они пишут то же самое про русских (мы проверили с украинскими друзьями). Китайцы часто говорят то, что от них хотят слышать, но имеют ввиду что-то своё. Это обязательно нужно принимать во внимание.

Листая ленту ВиЧата (который и кошелёк, и мессенджер, и социальная сеть), я не вижу особых изменений в поведении китайцев: они пишут о новых продуктах, выставках, вебинарах.


Новые возможности, новое воровство технологий

Санкции открывают Китаю новые возможности для бизнеса со странами под санкциями. Эти возможности существенно связаны с воровством технологий и перепродажей компонентов.

Китай успешно занимается этим и сейчас, обеспечивая необходимым, например, Северную Корею, а новым клиентам он будет только рад.

Как это работает можно увидеть, например, на примере поставок смартфонов OnePlus & Xiaomi в китайских и европейских модификациях, которые не должны продаваться в России. На рынке их быть не должно, но они есть. Головной офис компании должен с этим что-то делать, но не делает.

То же будет касаться и ноутбуков, и других высокотехнологичных устройств на американских технологиях. Они будут закупаться для «русскоязычных университетов Китая», увозится «студентами» за рубеж. Огромный торговый трафик идёт через Дубай, а кто может доказать, что Дубаю не нужны ноутбуки с русской клавиатурой?

При этом ноутбуки могут вообще не заезжать в Дубай физически, а «уехать» туда из Китая по документами и приехать в пункт назначения уже совершенно по другим документам. Услуги по гравировке для азиатских макбуков доступны уже давно. Свою роль в поставке запретной продукции должен сыграть и Казахстан.

Стоимость устройств, ввезенных таким способом, сначала увеличиться, но потом выровняется.

Ограничения в перевозке грузов должно стать новой возможности в развитии железнодорожного сообщения между Россией, Китаем и Казахстаном. Для информации: сейчас ЖД доставка из Китая уже стоит дешевле, чем доставка морем, при этом она быстрее. Это не связано с войной, это последствия ковида.

Это время ускорить движение по проекту «Северному морскому пути» и строить новые автострады.

Про софт буду краток, да Китая это особо не касается. Я лишь несколько лет назад перестал пользоваться ломаной Виндой и офисом (лень, возраст). Доступного софта станет меньше, нужно будет использовать альтернативы и лазейки.

Говоря о профессиональном софте, крупные фирмы могут регистрировать программы для разработки на офисы в других странах, а частики найдут способ и знакомых, чтобы завести аккаунт в другом регионе.

Друзья, давайте попытаемся найти в сложившейся ситуации возможности и решения. Давайте оставаться людьми.

И, конечно же, #нетвойне 

***

Одиннадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Веду телеграм-канал «Китайцы: руководство по применению», издал одноименную книгу (можно скачать на LitRes, Ozon и Ridero).

Всегда рад новым подписчикам.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.