Продолжаю анализ факторов низкой себестоимости китайских товаров.
Предыдущие посты серии "Китайцы - руководство по применению":
Вступление
Первый визит в Китай (то, что изменило меня и мою жизнь навсегда)
Миф о том, что Китай – это страна, где всё невероятно дёшево (часть 1)
Визит на китайскую фабрику
Энди, она же Вивиан или китайцы, с которыми мы работаем (часть 1), (часть 2)
Фактор 4 - низкая стоимость рабочей силы.
Об этом факторе можно написать отдельную главу, но она получилось бы излишне растянутой, поэтому информация будет равномерно распределена по контексту всего повествования.
Если коротко, то роль гастарбайтеров, готовых работать за небольшие деньги, в Китае выполняет само население. В Южные и прибрежные регионы с основной концентрацией производства, на заработки приезжают люди из Северного, Центрального и Восточного Китая, где уровень жизни и дохода совершенно другие. Внутренние мигранты получают возможность заработать больше, а работодатель экономит на стоимости рабочей силы. Помимо низкой оплаты труда, работодатель экономит на соблюдении международных норм организации труда, налогах и отчислениях. Большая часть работников не устроены официально, получают зарплату в конвертах или с личного счёта своего босса, имеют один выходной в неделю и работают без отпуска. И всё для того, чтобы зарубежный закупщик получал хорошую цену.
В Китае нет проблем с трудовыми ресурсами. Работников для фабрик находят прямо на улицах, размещая на картонке соответствующее объявление (см. главу «Визит на китайскую фабрику»). Привлечение неквалифицированной и плохо обученной рабочей силы, разумеется, сказывается на качестве товара, но это уже больше проблема тех, кто закупает.
Фактор 5 – политика правительства.
Если честно, я не встречал ни одного китайского поставщика, который бы сказал, что правительство помогло организовать ему своё производство. Но я так же не встречал ни одного поставщика, который бы жаловался на то, что государство активно мешало ему это делать. В китайском случае фактор невмешательства в деятельность малого бизнеса является самой лучшей помощью (ровно такой же он стал бы и в нашем регионе, но, увы, это не работает).
Если человек хочет организовать своё дело, закупить оборудование, создать цех и запустить производство, ему не мешают. Его не мучают проверками пожарной и санитарной инспекций; его не проверяют трудовые комитеты, и он не погрязает под горой документов и регламентов, которые нужно согласовать. Разумеется, несоблюдение трудовых норм не является плюсом для работников, но они, получая свою зарплату вовремя, никогда не возмущаются.
По последним данным, правительство, всё же, предпринимает усилия и готовит программы для создания производства в Центральной части Китая, чтобы избежать сезонной лавинообразной миграции населения. Посмотрим, что из этого получится.
Фактор 6 – снижение цены за счёт объёма.
В главе про то, как устроен ОЕМ-бизнес, я расскажу о том, что китайцы почти никогда не делают один товар для одного клиента. Они производят один и тот же продукт для разных регионов, меняя упаковку, название бренда (но почти никогда – ключевую спецификацию). Большое количество брендов дают большой объём, поэтому ваша стоимость может быть ниже за счёт того, что на данный момент тот же самый товар производится для рынка Индонезии, а товар ваших коллег из Европы – за счёт того, что много закупаете вы.
Безусловно, некоторые фабрики готовы и к эксклюзивному сотрудничеству, но для этого вы, опять-таки, должны подписываться на немалый объём.
Фактор 7 – игнорирование лицензионных платежей.
Не знаю, в курсе вы или нет, но технологии 3G, 4G, Wi-Fi, Bluetooth, MP3 и многие другие технологии передачи данных и информации запатентованы конкретными компаниями, которые стремятся получать лицензионные платежи, компенсируя свои усилия по разработке технологий, а также зарабатывая на этом. Ряд компаний делают это самостоятельно, организовывая «департаменты по выколачиванию денег», а ряд передают этот бизнес коллекторам (они же держатели лицензий) вроде компании Sisvel. Штат Sisvel мониторит ассортимент локальных брендов и торговых сетей, отслеживает данные по таможенному ввозу, а так же очень любит посещать отраслевые выставки в Европе и арестовывать «не лицензионную» продукцию с участием местной полиции. Мой партнёр Александр назвал Сисвел «уполномоченными бандитами» и их методы, переходящие от вежливых просьб к угрозам и шантажу, вполне оправдывают подобное наименование.
Делать отчисления не хочет никто – ни европейцы, ни (тем более) китайцы. Европейцам отвертеться от Sisvel достаточно непросто, и регулярные отчисления (с не менее регулярными отчётами о закупках продукции с запатентованными технологиями) им отправлять приходится. А вот китайцы всячески пытаются избежать мониторинга, игнорируют информационные письма «коллекторов» и угрозы последних. Даже крупные компании занижают количество реально произведённых устройств, чтобы уменьшить количество отчислений. Нередко бывает и так, что китайцы просто закрывают свои гонконгские компании, за которыми накопился достаточно приличный долг по лицензионным отчислениям.
Китайское правительство с формальной точки зрения поддерживает держателей технологий и с недавнего времени начало требовать отчёты о лицензионных платежах. Итог этой истории был очень китайский – нас попросили убрать с коробок значки и официальные логотипы 3G, Bluetooth, Wi-Fi и прочих технологий, или же «немного изменить» значки и логотипы, так, чтобы они не повторяли официальные. К «немного изменённым» значкам и лого китайская таможня вопросов не имеет.
Фактор 8 - возврат налога на экспорт.
Это уже тот момент, когда правительство не просто «не мешает» делать бизнес, а помогает. В Китае существует практика возврата налога в том случае, если товар был произведён на экспорт. На электронику это порядка 17%. Очень многие фабрики зарабатывают не за счёт наценки, а за счёт возврата налога. Товар производится и отдаётся ниже себестоимости, а затраты компенсирует возврат. Поэтому не стоит удивляться, что наши закупочные цены ниже цен компонентов. Просто всё учтено.
История с этими налогами не самая простая. Как и с любым лакомным куском, начинаются разнообразные манипуляции. Так, компании, торгующие товарами с бросовыми ценами, в своих подложных инвойсах цену на товар сильно завышают. И девайс, который вы (условно) покупаете за $10, через таможню проходит за $20 (соответственно, и возврат налога не $1,7, а $3,4). Для такого бизнеса самым важным является возврат налога. Схема скользкая, требующая особых связей в таможне. Но разумеется, никто и никак не может гарантировать, что схема будет работать вечно. Периодически подобные компании начинают усиленно проверять, и они закрываются, не дожив до конца проверки. В это случае ваши деньги, вложенные в производство, так же будут потеряны.
Фактор 9 – материалы невысокого качества.
При прочих равных качественные компоненты не могут стоить дешевле. И с этим фактором нужно быть особо осторожными при играх с продавливанием низкой цены. Китайцы, конечно, готовы не заработать почти ничего или заработать мало, но будьте уверены в том, что они всегда будут искать способ компенсировать свою скидку. Они закупят бывшие в употреблении компоненты; найдут дешёвые аналоги, о которых вам ничего не скажут, подмешают к основной партии нормального качества «второй сорт», в общем, найдут способ выкрутиться. Они нередко поступают так даже, когда никакой ценовой войны не было. Поэтому чем ниже у вас цена, тем строже должен быть контроль, и чем меньше может быть доверия к вашему поставщику.
Так что китайские цены – это не экономическое чудо и не волшебство. Это вполне себе объяснимые факторы, которые взаимосвязаны друг с другом. Пока эта система работает и китайскому правительству выгодно её развивать, нужно искать свою возможность получить от этого выгоду.
На следующей неделе будет опубликована последняя часть главы с обзором причин того, почему в китайских интернет-магазинах такие низкие цены.
Благодарю за внимание!