Предыдущие посты серии "Китайцы - руководство по применению":
Вступление
Первый визит в Китай (то, что изменило меня и мою жизнь навсегда)
Миф о том, что Китай – это страна, где всё невероятно дёшево (часть 1), (часть 2), (часть 3)
Визит на китайскую фабрику
Энди, она же Вивиан или китайцы, с которыми мы работаем (часть 1), (часть 2)
Самый плохой отдел продаж на свете - китайский (часть 1), (часть 2), (часть 3)
Ни шагу вправо, ни шагу влево, но всё равно не туда – проект с китайским поставщиком (часть 1), (часть 2), (часть 3)
Китайский распорядок жизни (часть 1), (часть 2)
… а фабрика постоит или китайские праздники (часть 1), (часть 2)
Контракт как подставка для чашки или как выстраиваются взаимоотношения с китайцами (часть 1), (часть 2)
Ь вместо Ы – not so big difference или коллекция реальных косяков китайских поставщиков (часть 1), (часть 2), (часть 3), (часть 4)
In China Everything is Possible (В Китае возможно всё!, часть 1), (часть 2), (часть 3)
Материал, с которого логично было бы всё начать, на самом деле был написан последним. Но начать с самого очевидного и важного никак не получалось. Во многом проблемы были связаны с тем, что я хотел сделать первую главу интересной не только для сторонних читателей, но и своих коллег по бизнесу, для которых было бы полезно посмотреть на себя и свою деятельность со стороны.
Интересно, что открытой информации по истории ОЕМ-бизнеса (который по огромной части товарных категорий переместился в Китай) в сети нет, сами производители дать внятной информации по этому поводу не смогли, в большинстве своём предоставив отговорку «так было всегда».
Разумеется, ОЕМ-бизнес (OEM - Original Equipment Manufacturer – производство оригинального товара, который может быть продан третьим лицам для выхода на рынок под их торговой маркой) не был таким, как сейчас «всегда», он не был таким и десять лет назад, а ещё через одно десятилетие тоже не будет таким же, так как прослеживаются определённые тенденции к изменению ситуации.
Экономические реформы, сделавшие современный Китай таким, какой он сейчас, начались во времена великого руководителя Дена Сяопина. Ещё в конце 70-х Ден (в условиях существующей плановой экономики и абсолютной монополии государства над производством) начал развивать идеи привлечения иностранного капитала и обмена с заграницей. В 1979 году в Китае начала развиваться рыночная экономика, и пошёл бурный рост городов, приток населения куда в начале 80-х насчитывал около 20 000 000 человек. Тогда же было разрешено частное предпринимательство, которое начало работать, пусть и с ограничениями.
В июле 1979-го года ЦК и Госсовет приняли решение организовать в городах Shenzhen (Шенчьжень - фактически на границе с Гонконгом, который на тот момент был в Британском подчинении), Zhuhai (Чжухае), Shantou (Шаньтоу - все три упомянутых выше города находятся в провинции Гуандун), а также в городе Xiamen (Сямень провинция Фуцзян) особые районы (с 1980-го года – особые экономические районы) для привлечения инвестиций китайцев, живущих за границей а так же других иностранцев, желающих строить новые промышленные предприятия в Китае или совместно вести хозяйство на уже имевшихся объектах. Иностранные или смешанные предприятия должны были выпускать продукцию на экспорт, работая исключительно по законам капиталистического рынка.
Тогда же коммунистическая партия Китая начинает формировать новый экономический курс. Что интересно, этот курс во многом был основан на идеях Николая Ивановича Бухарина (репрессированного ещё при Сталине и реабилитированного только в 1987-м году). Но пока СССР переживало последние годы брежневского «застоя», ввязавшись в войну в Афганистане, Китай уже взял на вооружение экономические идеи, созданные в эпоху НЭПа, к которым и сам Союз придёт в момент своего заката.
Успех особых экономических зон был очевиден уже через 5 лет. На глазах руководства страны и жителей этих регионов полузаброшенные и малонаселённые райноны превращались в густонаселённые мегаполисы и центры производства (во что Шенчьжень превратился сейчас, и какие там сейчас цены на жильё, я писал в отдельном посте). Часть китайского населения начинает сильно богатеть (что не нравилось коммунистам «старой закалки»), но Сяопин парировал это неизбежное явление в свойственной ему манере: «Пусть сначала зажиточной станет часть семей», - сказал Ден, - «Все остальные подтянутся за ними». Современные китайцы любят шутить, что первую часть обещания компартией была выполнена, а вот про вторую все забыли, так как великий руководитель ушёл из жизни.
Несмотря на не достижение всеобщего благосостояния, итог реформ Сяопина вы можете ощущать в окружающей себя среде: ваш мобильный телефон (или любой другой гаджет), скорее всего, произведён в Шенчьжене или его окрестностях, а картридж для принтера – в Чжухае
Воспользоваться открывшимся возможностями китайской модернизации сначала поспешили крупные бизнесмены из Азии, за которыми последовали и мировые корпоративные гиганты. Стоит думать, здесь не обошлось без скрытых межправительственных соглашений и гарантий. Далее в Китай потянулся средний бизнес, ну а на данный момент китайские производственные мощности используют даже мелкие общества с ограниченной ответственностью.
О работе этих самых ООО, сотрудником которого я являюсь, я подробнее расскажу в следующих постах.
При подготовке материала были использованы данные и факты из хорошей книги Александра Панцова «Ден Сяопин» (серия ЖЗЛ).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →