Как санкционная политика одной из крупнейших публичных компаний затрагивает Россию
Сегодня поделюсь подробностями санкционной политики холдинга HSBC – одной из старейших финансовых организаций, входящей в 40 крупнейших публичных компаний мира по рейтингу Forbes.
России это тоже касается.
В начале недели мне попал любопытный документ Заявление о глобальной санкционной политике HSBC (HSBC’s Global Sanctions Policy Statement), с которым хочу познакомить читателей.
Коротко О HSBC
Компания HSBC была основана ещё в 1885 году. У компании офисы в 64 странах на территории Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америки.
Компания обслуживает 40 миллионов клиентов. В 2020-м году по совокупным активам и рыночной капитализации HSBC были 6-м мировым банком.
На декабрь 2021 года общий капитал компании составлял 206,777 млрд долларов США, а активы составляли 2,958 трлн долларов.
Те, кто работают с Гонконгом, прекрасно знают HSBC. До определенного времени они открывали счета российским гражданам и обслуживали офшорные компании, которыми владели россияне.
Сейчас всё изменилось, причём не только в отношении граждан РФ: счёт в HSBC Гонконг сложно открыть и гражданам ЕС, да и компании с иностранными с владельцами банк так же не жалует.
HSBC и санкции
Заявление о глобальной санкционной политике HSBC (HSBC’s Global Sanctions Policy Statement) - публичный документ, официально опубликованный на бланке компании.
Документ запрещает или ограничивает отношения с клиентами или операциями:
• включенными в санкционные списки, ООН, Великобритании, Гонконги, ЕС или США;
• списке, подготовленными юристами HSBC;
• любыми юридическими лицами, владеющими более 50% компаниями из санкционного списка.
Полностью запрещена деятельность и обслуживание клиентов из следующих регионов: Иран, Северная Корея, Сирия, Республика Крым, Венесуэла, Куба, Беларусь, Ливия, Зимбабве.
Россия идёт отдельным пунктом с запретом на транзакции в области:
• военного, оборонного, разведывательного сектора и связанные с ним;
• облигаций, выпущенных за пределами РФ министерством, ведомством или фондом РФ;
• продукции, технологий и услуг для поддержки энергетических проектов;
• заемного и собственного капитала некоторых организаций финансового, энергетического и оборонном секторах России.
В документе есть примечание, что HSBC может по своему усмотрению согласиться на обработку транзакций, запрещенных или ограниченных документом. Такие сделки рассматриваются в индивидуальном порядке.
Но практика показывает, что, скорее, происходит наоборот: банк перестраховывается и «на всякий случай» отклоняет платежи, которые считает подозрительными. В случае России это почти 100% платежей.
Политика HSBC необязательно распространится на другие банки, которые обслуживают Азию, но многие более мелкие банки и финансовые организации часто принимают во внимание то, что делают лидеры и копируют их действия «на всякий случай».
Бизнес становится сложнее. Но всё происходящее не делает его невозможным и не останавливает ни торговлю, ни производство продукта в Китае. Процессы требуется пересматривать, менять и реорганизовывать, чем и занимаемся.
***
Одиннадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Веду телеграм-канал «Китайцы: руководство по применению», издал одноименную книгу (можно скачать на LitRes, Ozon и Ridero).
Всегда рад новым подписчикам.