Как я работал на китайской фабрике
За прошедший месяц я посетил около 20 китайских фабрик и побывал на семи выставках в разных городах Китая. Впечатлений много, фото и видео с производства обязательно будут опубликованы. Но пока хочу поделиться тем, как я лично отработал на одной из китайских фабрик, и зачем я это сделал.
Немного о производителе. Фабрика небольшая. Это семейный бизнес, где брат заведует технологиями и отношениями с поставщиками, а сестра следит за финансами. За международные продажи отвечают два человека, которые непонятно как в этот отдел попали. По-английски очень примитивно говорит только сестра. Менеджер по продажам пишет нашей команде через переводчик, старается, но периодически переводчик даёт сбои и приходится подключать телефонные переговоры и представителей гонконгского офиса.
Я с фабрикой общаюсь и переписываюсь на китайском, который у меня не идеальный, но в данном случае даже не идеальный китайский лучше хорошего английского.
Собственно, именно из-за этих требований по качеству мне и пришлось отработать на фабрике и показать поставщику, что нужно делать, чтобы минимизировать претензии.
Фабрика производит нишевый и интересный товар: кружки, коврик которых может и подогревать жидкость в чашке и заряжать смартфоны. Товар достаточно сложный, и поставщикам приходится работать ещё с несколькими поставщиками ключевых компонентов.
К примеру платы для подставки, поставляет одна внешняя компания, пластик – другая, зарядные устройства – третья, а сами кружки – четвёртая. Кружки изготавливают в той же провинции, но в другом городе, где разрешено более вредное производство.
Фабрика кружек вообще говорит только на местном диалекте, о международной торговле не знает и предпочитает платежи на личный банковский счёт владельца. Поэтому я к фабрике кружек даже не совался, а старался объяснить поставщику конечного продукта, какого качества кружки нам нужны: не должно быть сколов, разнотона и пятен, которые образуются из-за неравномерного прогрева материала при изготовлении.
Мы присылали фото, видео, разъяснения на китайском, доносили информацию до инспектора по качеству. Поставщик кивал головой, говорил, что понял и… продолжал пропускать изделия с дефектами. Количество таких изделий было небольшим, но оно было.
До инспектора требования тоже доходили тяжело: иногда инспектор предпочитал забраковать всю поставку вместо того, чтобы разобраться в деталях. Поставщик честно компенсировал отбракованные образцы, но идеи минимизировать дефекты на входе я не отказывался.
И вот во время командировки после плотного обеда мы оказались на фабрике, которая как раз готовила к отгрузке новую партию. Босс сразу же предложил покурить и выпить зеленого чая. Сигарету я выкурил, пару пиал выпил, но рассиживаться отказался.
Вместо этого я попросил отвести меня на линию, где я осмотрю кружки. Во время осмотра я отложу брак и на наглядном примере объясню, что мы считаем дефектами.
«И сколько кружек будешь осматривать?», — спросил наш менеджер по продажам. «Как сколько?! Сколько мы заказали, столько и осмотрю!», — ответил я, и не внял аргументам, что кружек больше тысячи, и это займёт существенную часть рабочего дня.
Рабочие принесли коробки с кружками на линию, и мы начали. Сначала процесс не очень спорился, но потом мы приноровились: продажник доставал кружки из пакета и ставил их на линию, я детально осматривал и передавал дальше, где финансист с рабочими упаковывали кружки в обратно в защитный пакет и передавали на сборку.
Сначала я осматривал по одной кружке, потом приноровился к двум. Качественные кружки оставались на линии, не качественные – на полке выше (см. фото). Под конец распаковка и осмотр у нас шли бодрее повторной упаковки.
Финансист и рабочие явно не успевали за нами с продажником. И тогда… подключился босс, который в итоге решил, что надо помочь дорогому клиенту и сотрудникам, несмотря на положение. Он так же встал на линию, подгонял сотрудников, да и сам занимался упаковкой. Бизнес, как ни крути, семейный. И хозяину нужно заниматься не только технологиями.
В таком составе работа прошла быстрее, и мы закончили осмотр партии достаточно оперативно. Дефектные образцы были заменены на новые, которые мы точно так же осмотрели. Как сказано выше, таких изделий было немного.
Далее я на примере каждой кружки объяснил, почему их надо отбраковывать на входе и отправлять обратно изготовителю.
Владелец фабрики и подчиненные сказали, что все поняли, а я сделал вид, что им поверил. «Ну раз поняли, тогда следующую партию опять будем осматривать вместе. Только вы мне будете говорить, какие кружки принимать нельзя. Сделаем, лаобан (хозяин – кит.)?», - обратился к владельцу. «Сделаем!», - ответил лаобан и предложил наконец-то допить чай и покурить.
Я, естественно, согласился. Когда большое и хорошее дело сделано, можно и чаи погонять.
***
Тринадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Живу в Гонконге.
Веду телеграм-канал о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Издал книги:
«Китайцы: коммунизм на продажу» (2023) (доступна на LitRes и Ozon).
«Китайцы: руководство по применению» (2020) (доступна на LitRes, Ozon и WB).
Всегда рад новым подписчикам.