Как китайцы чуть не выкинули меня из машины под дождь
Сегодня заметка об опасностях любимой работы. Расскажу как потенциально можно попасть в неприятность в Китае после переговоров и оказаться на обочине под проливным дождём.
Сейчас в южном Китае, где я живу фактически ежедневно идёт дождь. Дожди не постоянные, а наскоками: прольёт, а потом опять выглянет солнце и станет душно. Погода нестабильная, и прогнозам верить можно лишь ориентировочно. Что точно, лучше носить с собой зонтик: под ним можно спрятаться если не от ливня, то от палящего солнца.
Недавно я ездил в командировку по фабрикам в мировую столицу производства электроники Шенчьжень. Расписание как всегда плотное, с раннего утра до вечера проходит 3-4 встречи, на которые нужно спешить через большие расстояния.
Любой день помимо переговоров распланирован на обеды и ужины, так как это важнейшая часть налаживания отношений с поставщиками. Я немало писал об этом, и напишу ещё, так как с каждым новым совместным обедом вижу важность этого процесса для китайских людей.
Недавно с утра поехал на одну новую фабрику, после которой был запланирован обед с фабрикой 2 и визит уже на их производство. С фабрикой 2 уже больше года работаем, вместе не ели, так что этот момент нужно было обязательно закрывать.
Первую фабрику осмотрел, переговорил с владельцами, посмотрел на линейку продуктов. Компания нормальная, но без международного опыта. С такими иногда проблем с документами больше, чем плюсов от сотрудничества. Но решили попробовать, так как есть интересные электронные устройства и умение их производить.
Сами владельцы – нормальные, но довольно дремучие люди. В Шеньчжень они приехали из глубинки центрального Китая, широким кругозором не обладают, и интересы у них крайне примитивные.
Мы пообщались, попили чай и пришло время выдвигаться на обед с фабрикой номер 2. Об этом я фабрике номер 1 не говорил, сказал только, что пора на вторую встречу. Я начал возиться с телефоном, чтобы вызывать машину, но меня предложили подвезти.
Забота об иностранцах –китайский способ проявить особое внимание. Китайцы почему-то считают, что иностранец требует заботы как малый ребёнок, который потеряется и попадёт в беду: его надо обязательно встретить, отвести на автомобиле, накормить и поселить в отель. Ещё и личные вещи гостя отнести до автомобиля лишним не будет. Иногда эта опека сильно утомляет, но если отказаться, могут обидеться.
Я от подвоза отказываться не стал: не поедИм, так покатаемся. За окном шёл дождь и доехать на машине с высокой посадкой было бы комфортно и без риска сесть в лужу. Начальница решила подвезти самостоятельно. Она подогнала машину к крыльцу, и мы поехали. Как я уже говорил, в современном Шеньчжене даже в одном районе расстояния огромные. Ехать до пункта назначения было минут 30.
Во время поездки поговорили о семьях, бизнесе и общих делах. Я не всегда понимал начальницу из-за её центрально-китайского акцента, но общение шло.
- Много встреч с поставщиками?, - спросила начальница.
- Каждый день 3-4 встречи, - честно ответил я, особо не задумываясь о последствиях.
… И тут начальницу как будто ударило молнией. Выражение её лица изменилось, китайские глаза сделались большими, и она сильно понизила скорость. Я лбом в переднее стекло не ударился, но ремень натянулся, а вещи с заднего сиденья упали на пол.
- А ты куда едешь?!, - резко спросила китаянка, поглядывая и на меня, и на дорогу.
- Ну вот же адрес, - пытался отвертеться я, показывая адрес с пунктом назначения.
- Адрес я знаю, но куда ты едешь?! С кем встречаешься?!, - продолжала настаивать она. После этого она резко крутанула руль и начала поворачивать на обочину. Нам сигналили, другие машины уворачивались от этого маневра, а автомобиль начальницы вскоре небрежно припарковался на бровке.
- Куда едешь?! С кем встречаешься?!, - повторяла она свой вопрос.
- Еду на встречу, с другой фабрикой, - ответил я, понимая, что она и так уже всё понимает.
- А что за фабрика?! Что производят, - давила на меня китаянка.
Мы продолжали стоять без движения, а за окном лило. Я понимал, что во многом от ответа на вопрос будет зависеть, выгонят ли меня на улицу и довезут ли до пункта назначения.
- Фабрика делает зарядные устройства. У неё другие продукты, не такие, как ваши, - ответил я и не соврал.
Мы постояли на обочине ещё некоторое время. Начальница переваривала информацию, а потом решила уточнить.
- Точно?, - спросила она.
- Точно, - уверил начальницу я. И через некоторое время она продолжила движение.
Дальше ехали мы молча. От ситуации мне было и смешно, и немного боязно. Кто знает, чего ждать от простых ребят из центрального Китая. Но задать вопрос я не постеснялся.
- А что, если бы фабрика такие же продукты делала? Выкинула бы меня на улицу под дождь?, - поинтересовался я с нервной улыбкой.
- Нет… Нет… Но если бы такие же продукты, то это… Нехорошо. Это нехорошо, - быстро говорила китаянка. Она бурчала себе под нос ещё что-то, этого я уже не понимал и помалкивал.
… - Те же продукты – нехорошо, - сказала мне начальница, когда мы прощались. А в следующий раз пообедать надо со мной!
- Ман дзоу! (До свидания / счастливого пути!), - попрощался я глубокомысленной китайской фразой и проводил взглядом её набирающий скорость автомобиль.
Не факт, что в следующий раз вместе пообедаем, так что лучше поеду с их фабрики на такси.
Сталкивались ли вы с профессиональной ревностью? Как выходили из положения?
***
Тринадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Живу в Гонконге.
Веду телеграм-канал о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Издал книги:
«Китайцы: коммунизм на продажу» (2023) (доступна на LitRes и Ozon).
«Китайцы: руководство по применению» (2020) (доступна на LitRes, Ozon и WB).
Всегда рад новым подписчикам.