Category:

Старые, любят наличку, противятся технологиям, обманывают власть – как работают гонконгские таксисты

Периодически буду рассказывать об окружающей меня жизни и её характерных составляющих. 

Сегодня вы узнаете, почему в такси в основном работают пожилые вредные дядьки, которые любят наличные, противятся современным технологиям и обманывают государство.

Поводом написать историю стала табличка, прикрепленная к спинке заднего кресла, которую я увидел как только вернулся в Гонконг в сентябре после отпуска.

Ещё в июле такси увеличили стоимость проезда, но перепрограммировать счётчики не успели. Поэтому к той сумме, которую показывает счётчики пропорционально добавляется надбавка согласно бумажке, которая оказалась у меня перед глазами. Всё делается вручную, а платить, естественно, нужно наличными.

Подобное уже сложно представить во многих странах, а в материковом Китае вообще невозможно. В соседнем Шеньчжене таксисты давно пересели на электрокары, активно принимают заказы через приложения, а с наличкой не работают. Но у Гонконга (специального административного региона Китая) свой путь.

И в плане продолжения использования такси устаревшей модели (Тойота дизайна 1995 года), и в плане интеграции с электронными сервисами Гонконг безнадёжно отстаёт. Таксисты устаивали митинги против прихода Uber, не хотят принимать оплаты банковскими или транспортными картами и продолжают отстаивать своё право на наличные. Впрочем, на всё есть причины.

Давайте закроем тему со счётчиками, к которым нужно прибавлять сумму согласно бумажке на спинке заднего сиденья. Почему за два месяца ещё не все счетчики перепрограммированы и почему для этого, скорее всего, понадобиться около 6 месяцев?

Дело в том, что гонконгское такси использует устаревшие модели счётчиков, которые программируются и пломбируются вручную. Для того, чтобы счётчик перепрограммировать и опломбировать, таксисту нужно приезжать на станцию, где эти операции проведут. При этом счётчик вынут из машины, снимут пломбу, перепрошьют, опломбируют и отправят таксиста на маршрут.

Операции эти небыстрые. Есть очередь на перепрошивку счётчиков, согласно которой таксист должен приезжать на обслуживание. Кто-то оказался в первых рядах, а кому-то нужно ждать.

К чести таксистов, они всегда ездят по счётчику и не обманывают. Дополнительные траты могут возникнуть только в том случае, если вы проезжаете тоннели под или садитесь в зоне

На самом деле, старые счетчики – лишь один из симптомов отсталости гонконгского такси. Повторюсь – на маршрут выходит обычные бензиновые Тойоты дизайн которых был разработан в 1995 году. Есть и другие модели, то Тойот 95%.

Главные противники технологий – сами таксисты. В основном, это пожилые и вредные дядьки. Это в России из местных в такси работают бизнесмены с готовыми планами, талантливые люди, для которых это занятие временное. А Гонконгские таксисты в основным пожилые небогатые люди с отсутствием образования и (часто) жизненными проблемами. Для них работа в такси – постоянный доход. Таксисты делают всё, чтобы не принимать платежи банковскими и транспортными картами: им нужны наличные деньги.


Сейчас технологии приёма платежей гонконгской транспортной картой Octopus развиты. Это можно сделать через приложение на смартфоне, к которому только и надо что приложить карту. Таксисты помоложе более лояльно относятся к платежам картами, но старики отстаивают своё. Смартфоны у них «не работают», программ для приёма платежей нет. Иногда получается доругаться до права не давать наличку, но кому хочется тратить на это время?

Но наличные деньги таксисты любят не просто так. Наличка помогает им обманывать государство и получать льготы.

Несмотря на то, что гонконгское такси работает по счётчику, сумма за проезд фиксируется в базе только в том случае, если таксист выбил чек. Большая часть пассажиров чеков, естественно, не просит. Так получается черный нал.

Правды о чёрном нале люди из вне не знают, но большинство сходится в том, что черный нал разделяется между таксистами и предприятием. Государство получает платежи по чекам и ещё какие-то копейки. По документам нищенскую зарплату получает и таксист. Но именно это ему и надо. Ведь с нищенской зарплатой таксист имеет право претендовать на социальное жильё!

Таксист как малоимущий получает от государства квартиру в социальном доме с мизерной коммунальной платой. В Гонконге, где аренда на окраине начинается от $1000, а в центре от $2000 это очень актуально.

Знает ли об этой схеме государство? Уверен, что да. Но государство таким образом получает привязанных к рабочему месту людей, и им не нужно нанимать на эту не самую приятную и легкую работу мигрантов. Таксисты становятся заложниками работы из-за социального жилья.

Сложно сказать, когда эта схема может измениться. Но нам в ближайшее время вряд-ли стоит ждать возможности массовой оплаты такси Гонконга картой или через приложение :)

Если кто-то есть из других стран, поделитесь как дела с такси в ваших регионах.

***

Тринадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Живу в Гонконге.

Веду телеграм-канал о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Издал книги:

«Китайцы: коммунизм на продажу» (2023) (доступна на LitRes и Ozon).

 «Китайцы: руководство по применению» (2020) (доступна на LitRes, Ozon и WB).

Всегда рад новым подписчикам.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.