Category:

Просят мусор — дам мусор, или Китайская индустрия электроники из бывших в употреблении компонентов

По просьбам читателей расскажу о китайской индустрии производства электроники из бывших в употреблении компонентов. 

Такая электроника в изобилии представлена и на рынке России, и в Средней Азии, а в Африке вообще это базовый стандарт.

Когда я решил повторно поднять тему использования бывших в употреблении компонентов, ко мне обратился коллега по отрасли, который сейчас работает в крупном маркетплейсе в одной из среднеазиатских стран.

Коллеге нужно было найти детский и обычный планшетный компьютер, который вписались бы в ассортимент магазина.

Мы получили запрос для обработки, отправили запрос хорошим китайским фабрикам, дали уточнения и стали ждать предложения. Выживших производителей планшетов осталось мало, я их всех прекрасно знаю долгие годы, и многие из них переключаются на другой бизнес, оставляя планшеты как побочную деятельность.

При этом это хорошие производители. Они в приоритетном порядке могут получить компоненты, готовы следовать заданным стандартам качества и прекрасно знают отрасль.

Детский планшет по факту был обычным планшетом, который по дизайну отличался только корпусом, силиконовой накладкой и набором стикеров. Таких моделей немало на рынке РФ, и стоят они недорого. Второй планшет был базовым десятидюймовым устройством.

Ответ поставщика мы получили достаточно оперативно. Далее оформили и отправили заказчику. Стоимость детского планшета со всеми аксессуарами была около $30.

Потенциальный заказчик, сделав простые расчёты, сказал, что на его рынке $30 – это почти цена продажи. Для того, чтобы вписаться в ассортимент, детский планшет с фабрики должен стоить $21-23.

Мы некоторое время с планшетами не работали, но реалии рынка подсказывали, что нормальный простой планшет таких денег стоить никак не может.

Вернувшись к фабрикам с уточнениями, мы получили встречный вопрос: «А из какой страны вопрос получен?». После информации о том, то запрос из Средней Азии, фабрика моментально отреагировала: «Чего ты сразу не сказал?! Для этого рынка все компоненты должны быть бывшими в употреблении, прочее – самого низкого качества и без гарантии. Сейчас много подобных продуктов продается в России, это убивает наш бизнес!». Вот скриншот моего с ними диалога:

Фабрика подтвердила, что сделать планшет нужной цены можно, но они этим не занимаются. Нам следует обратиться к квалифицированным «помойщикам», которые как раз производят устройства из бывших в употреблении компонентов.

Когда я поделился информацией с коллегой, от которого пришёл запрос, он лишь развёл руками и сказал фразу, которая легла в заголовок сегодняшней заметки: «Если просят мусор, то дам мусор». А ниже мы поговорим об этом гигантском «мусорном рынке» подробнее.

Бывшие в употреблении компоненты используют только с одной целью – для обеспечения низкой цены устройства. Поставщики делают это как по просьбе заказчика, так и без уведомления клиента, по личной инициативе производителя, для дополнительного заработка и «оптимизации» себестоимости.

Разумеется, повторное использование компонентов рационально только в устройствах с дорогими комплектующими: недорогие аппараты проще выкинуть, чем тратить ресурсы на извлечение из них деталей. Это понимают и те, кто производит товар в Китае, и конечные покупатели, которые не обращаются по поводу починки недорогих мобильных телефонов или простых электронных устройств, а покупают новые. Сознательные торговые марки меняют товар или возвращают деньги, несознательные ищут причины отказать в исправлении дефектов и компенсации.

Компании, которые покупают нерабочую электронику, товары с дефектами, или скупают рабочий, но залежалый товар, работают во всех регионах. Скупщики платят за товар 10–30% себестоимости или приобретают продукцию по весу. Себестоимость в этом контексте — это не рыночная цена товара, не оптовая, а в лучшем случае стоимость после очистки товара на таможне. Но даже продажа за такие деньги получается выгодной для продавца: ведь если брак не продадут перекупщику, за утилизацию придётся платить и озадачиваться транспортировкой.

После покупки дефектная электроника разбирается на запасные части, которые используются как для ремонта, так и для изготовления аналогичного товара.

В наше время сверхнадёжных компонентов с долгим сроком службы для потребительской электроники почти не делают. Производители могут говорить о нанотехнологиях, высокой износостойкости микроскопических элементов, но в реалиях устройства готовят такими, чтобы по прошествии непродолжительного времени покупатель уже не мог с удобством и комфортом использовать старую электронику и менял устройство на новое: это стимулирует и торговлю, и эксперименты с технологиями.

В мобильном телефоне, смартфоне и планшете самые дорогие компоненты — это дисплей, батарея и, конечно же, плата с процессором и памятью. Из перечисленного легче заметить использование бэушного дисплея — это видно по состоянию стекла.

Хотя и в этом случае экран можно отполировать и восстановить, и дисплей будет выглядеть как новый, по факту таковым не являясь. А вот о том, прожила ли уже первую жизнь батарея и плата, можно судить только по факту эксплуатации устройства или после детальных тестов в лаборатории, которые покупателю с улицы недоступны. Без знания внутренней кухни нельзя быть уверенным, что сервис-центр не использовал для починки бывшие в употреблении компоненты.

Среди тех, кто разбирается в себестоимости компонентов и занимался созданием электроники с нуля, существует мнение, что 100% оперативной памяти для смартфонов, мобильных телефонов и планшетов неизвестных торговых марок — это отбраковка с конвейера брендов первого эшелона.

Формально брак должны списывать и утилизировать. По факту его не утилизируют, а перепродают. Более того, за подобной отбраковкой стоит очередь, так как компоненты не полностью нерабочие, а не идеальные. Ещё точнее: они не идеальные для рынка США, а Средней Азии восхитительные. Правда, как я сказал выше, Средней Азии и такого не достается.

В корпорациях регулярно возникают скандалы, связанные с тем, что отбраковка не идёт на переработку, а перепродается через третьи компании. Такой бизнес не очень хорошо сказывается на имидже корпорации, но на её кошельке.

Это была вводная о причинах существования индустрии бывших в употреблении компонентов. О работе самой индустрии, нравах и реалиях я расскажу в следующий раз.

***

Четырнадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Живу в Гонконге.

Веду телеграм-канал о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Издал книги:

«Китайцы: коммунизм на продажу» (2023) (доступна на LitRes и Ozon).

 «Китайцы: руководство по применению» (2020) (доступна на LitRes, Ozon и WB).

Всегда рад новым подписчикам.