Как мы сделали в Китае смартфоны, которые попали в лидеры продаж российского рынка
Сегодня по просьбе читателей будет история о легендарных проектах с китайцами. Это о тех временах, когда ещё был Android 4.2, память 512+4, диагонали дисплея 4 дюйма было достаточно, а локальные бренды работали без ограничений на сертификацию смартфонов.
Девять лет назад другими были и смартфоны, и ситуация на рынке. Крупные бренды работали в нише устройств среднего и высокого ценового диапазона, Xiaomi и других китайских марок на рынке почти не было. Недорогие смартфоны предлагали местные торговые марки электроники.
Я тогда стал возглавлять направление мобильной телефонии в бренде teXet, которое в итоге выросло в 4 раза и стало полноценным департаментом в момент моего ухода. Мы почти не занимались смартфонами, в ассортименте было лишь несколько моделей, но история, о которой рассказываю сегодня, всё изменила.
Важно сказать, что в teXet каждое направление было отдельной вселенной со своими стандартами работы, своим подходом и видением. Разным было всё: подход к заказу и производству продукта, работа над прошивкой и, разумеется, фабрики. Поэтому не было никакой гарантии, что если покупателю понравилась электронная книга торговой марки, ему так же понравится и GPS-навигатор. Да, тогда продавались и навигаторы, и даже mp3-плееры.
Моё направление отличалось скрупулёзным подходом: мы могли долго разрабатывать дизайн устройства, тестировать и оттачивать прошивку и лишь через несколько месяцев устройство появлялось на рынке. В итоге мы пришли разработали авторскую структуру и визуализацию меню как у «кнопок», так и у смартфонов, чего придерживались до момента моего ухода. Мы проигрывали в скорости, но не в качестве. Работать с качеством и скоростью я научился через несколько лет. И эта история так же поспособствовала получению нужных навыков.
Кто-то вспомнит, что тогда буквально из каждого утюга звучала реклама смартфона за 2990 рублей (с операторскими пакетами он стоил 1990), который предлагал оператор Мегафон. Модель была паршивенькой: всего 3,5 дюйма, внутри был чипсет Broadcom BCM21654 (кто-то может вспомнить такие?_. Тем не менее, модель прекрасно продавалась, так как цена делала своё дело.
… Тогда нас на встречу пригласил представитель крупной торговой сети. Эксперты понимали, что рынку был нужен аналог, но торговые марки разводили руками, так как вписаться в цену и плановую наценку было невозможно. Крупные марки от этого отказались сразу.
Нам сказали, что если мы впишемся в цену 2990 за 4-х дюймовый смартфон и 3990 за модель 4,5 дюйма, то мы «сделаем рынок». Потенциальные продажи по прогнозам могли составить сотни тысяч смартфонов.
«Вот видите рейтинг GFK TOP20?»,- спросил нас представитель сети, - «Ваших смартфонов там нет. А с такими моделями к концу года будете замыкать список лидеров продаж». Для нас попасть в GFK было то же самое, что современной российской футбольной сборной оказаться в 10-ке рейтинга FIFA. Стоять рядом с основными моделями Apple, Samsug, LG (да, они тоже попадали в рейтинг) или моделями мобильных операторов, которые они субсидировали, казалось малореальным. Но в конце года мы там были.
Тогда недорогие смартфоны выходили, в основном, на двухъядерных процессорах МТ6575 и МТ6577 от компании Mediatek. Mediatek, как и мы, искали себя и за год успевали выпустить несколько процессоров. Для клиентов это было очень неудобно, так для смартфона с новым процессором приходилось полностью менять программное обеспечение.
В итоге Mediatek сделали идеальный для сегмента по цене и производительности процессор МТ6572, который продержался на рынке несколько лет, а мы первыми запустили его в России.
Я очень благодарен МТК за полученный опыт. Они были заинтересованы в продвижении своей продукции среди поставщиков и клиентов, и много времени уделяли работе с локальными брендами. МТК знакомили с фабриками, которые покупали их процессоры официально (часть, как всегда в Китае, уходила на серый рынок), оказывали техническую поддержку. В моём случае они много рассказали о том, как вообще работает этот бизнес.
С нашей стороны мы платили лояльностью и ростом устройств на чипсетах МТ. Поставщиков мы проверяли у МТК и если у них не было авторизации, сотрудничества не начинали.
Ещё одной примечательной чертой того времени было массовое открытие бизнеса по производству смартфонов и планшетов крупными холдингами и компаниями, у которых водились свободные деньги. Причина простая: смартфоны и планшеты обеспечивали большой поток движения денег. Часть компаний зарабатывала не столько на устройствах, сколько на «прокрутке».
Этот бизнес начинали строители, финансисты, технологические компании и другие. Чаще всего, они целыми отделами скупали людей с опытом работы в соответствующей индустрии. Иногда этот опыт был удачным, иногда нет, но несколько лет схема работала.
Наш поставщик AUX был крупным холдингом с активами в недвижимости, системах кондиционирования и фабриками по сборке, но без опыта в мобильном бизнесе. Их мобильное подразделение было выкуплено у Huwei, нам это очень помогло, ведь сделать смартфон помогали образованные специалисты с хорошим уровнем английского, которые ранее работали в Европе и других азиатских странах, помимо Китая.
AUX, смогли получить процессоры из первой серии, используя связи своего головного офиса, и наши контакты внутри МТК. В России никому, кроме нас МТ6572 из первых партий не достались.
В итоге поставщик сделал отличное предложение с одним но: самого смартфона ещё не было, и нам совместно нужно было делать его с нуля. Сейчас, когда требуется пройти сертификацию Google в срок за 3-4 месяца до появления на рынке начинается сертификация уже готового устройства. А тогда мы успели сделать и сам смартфон, и его прошивку (попутно допиливая её в каждом новом релизе).
… для начала во время конференции обсудили с поставщиком, какие дизайны они могут предложить для таких параметров и платы, затем сделали замечания к картинкам и стали ждать образцов. Параллельно к нам поехали физические устройства для работы над прошивкой, которые были собраны из того, что попало под руку. Перевод, GPS и работоспособность части приложений проверялись на кусках пластика, на которые страшно было дышать. Позже ПО с изменениями загружалось на реальные образцы, которые тестировались снова.
Перед началом производства у нас был корпус с дисплеем и тач-панелью, но не было рамки и задней крышки, качество исполнения которых нас не устроило. Но нас смартфон как минимум неплохо работал, ПО было подтверждено, так что мы дали разрешение на сборку.
По факту то устройство, каким мы его проектировали, мы увидели только на выходе с конвейера. Первая партия тиражом 10000 была произведена и легла на полки магазинов ранней осенью. Повторюсь, что это был первый смартфон на МТ6572 в России. Все остальные клиенты ждали квоты поставщика, который обещал обеспечить нужным количеством «к новому году».
Нам до последнего не верили, что мы делаем такое устройство в таком ценовом диапазоне. Представители Мегафона не могли поверить, что их 3,5 дюймовый смартфон что-то может пошатнуть, тем более, что квоты от производителей процессоров они не получили. А мы тем временем заканчивали подготовку второй модели с диагональю 4,5 дюйма…
… По факту продаж торговая сеть сначала в 2, а потом и в 3 раза увеличила прогнозы по закупкам наших смартфонов. Поставщик не очень ожидал такой востребованности, а потому был вынужден добавлять дополнительные линии и какое-то время работал только на нас.
У нас были проблемы, но мы их решали. Например, у первой части моделей в первой партии были проблемы с гироскопом. Решение нашлось, но для этого пришлось полностью переводить инженерное меню и давать туда доступ особо отчаянным пользователям.
Пользователи замечали и другие недостатки, делились, а мы вносили изменения в каждый новый релиз и выкладывали обновления ПО на сайт. Сейчас это тоже, к сожалению, невозможно, так как полный цикл тестирования ПО для сертификации Google занимает около двух недель и это тестирование надо проходить после любого изменения.
… Как я говорил, «младшая» модель в итоге оказалась среди хитов продаж 4-го квартала, где она соседствовала с именитыми брендами. По итогам года наш департамент получил премию как «Лучшее подразделение компании».
Говоря о качестве смартфонов, лучше сослаться на их рейтинг на Я-маркете от независимых пользователей. У модели X-basic он 4,4, у X-medium – 3,9, что хуже, но для модели такого класса хороший результат.
В следующем году мы выпустили улучшенные версии этих моделей, но такого же эффекта они не произвели (несмотря на хорошие результаты продаж): тогда МТ6572 стал массовым чипсетом, доллар резко подорожал, а рынок быстро наводнился недорогими смартфонами.
Это время так же было недолгим: через пару лет сертификация Google стало обязательной, а сейчас дополнительно возник дефицит компонентов. Производство смартфонов сейчас – сложный и долгий процесс, а тягаться по ценам с китайскими марками невозможно :)
В конце несколько слов про ключевых участников:
• мобильное подразделение AUX не просуществовало долго. Они вложились в проекты китайского 4G, смартфоны для которого было субсидировать государство. Но проект закончился коррупционным скандалом, в результате которого кто-то потерял свободу, а кто-то бизнес. Холдинг существует и по сей день и легко гуглиться;
• бренд teXet по-прежнему работает на рынке России и Беларуси и является лидером в нише кнопочных мобильных телефонов, многие другие направления компания закрыла. Недавно на сайте появились электрочайники и весы и, Александр Михайлович, если вы дочитали до этого места, то скажу, что это странное решение! В своё время вы сами говорили, что teXet – это про гаджеты, а не про бытовую технику;
• я продолжаю работать с Китаем, о чём веду канал (всегда рад новым подписчикам) и написал книгу. Существенная часть книги рассказывает о моём опыте в teXet. Сейчас я сосредоточен на потребительской электронике.
Какие легендарные смартфоны того времени вы помните?
***
Одиннадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Всегда рад новым подписчикам.