Китайское экономическое не чудо: зачем за производством в Китай идут корпорации
Суммировав свои знания об организации производства в Китая и получив опыт организации производства в России (производили и собирали разные категории товаров) и Европе (мы организовывали сборку планшетных компьютеров), для себя я сделал однозначный вывод: корпорации идут за производством в Китая для того, чтобы нарушать европейские/американские стандарты труда, и чтобы им за это ничего не было.
Нарушение трудовых норм, неконтролируемая эксплуатация персонала и загрязнение окружающей среды, дают им те преимущества, которые они способны получить разве что в Китае и некоторых других странах.
Вопросы «удобства» и «налаженности процессов», так актуальные для малого и среднего бизнеса (читайте об этом в следующей статье) для объёмов корпораций не работают. Корпорации производят товары в Китае только по причине алчности. Китай же стимулирует эту алчность предлагая корпорациям «коммунизм на продажу», под красной упаковкой которого скрывается циничный и расчётливый капитализм.
Юристы и представители корпораций на подобные заявления смогут заявить, что «нанятые ими фабрики имеют необходимые сертификаты соответствия мировым стандартам», а «выплаты соответствуют нормам законодательства» (законодательства китайского). Вот только схема, при которой американская (например) компания заключает договор с тайваньской (например) фабрикой, которая на территории Китая наймёт местных рабочих для производства её продукции не прозрачна.
Рабочие получают деньги не от американцев и даже не от тайваньцев, а вот сколько реально акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, компанией с регистрацией в разных юрисдикциях (включая офшоры), стоит между американцами и рабочими, никто сказать не сможет. О зарплате конечного рабочего знает только конечный рабочий, который вряд ли будет публично обнародовать эти данные.
Не случайно, рабочие некоторых фабрик живут в производственных городках без возможности выхода во внешний мир. Формально, они лишены этой возможности из-за защиты конфиденциальной информации. Неформально, они могут сообщить миру не только ту информацию, которую конфиденциальной считают заказчик и исполнитель. Выше, к слову, была бизнес-модель Apple.
К сожалению, доказательства реальных условий работы и жизни рабочих, которые трудятся на закрытых фабриках западных заказчиков, получить затруднительно из-за того, что устройства с камерой на производстве запрещены. Но вы можете ознакомиться с моим фотоотчётом о жизни китайских рабочих, которые работают на китайских фабриках, производящих товары для внутреннего рынка и на экспорт.
Повторюсь, что при объёмах производства корпораций, разговоры об «отсутствии производственных мощностей» на Западе нерелевантны. В статье «Все дело в болтиках», перевод которой я выкладывал, к примеру, говориться, что айфоны нельзя производить в США по причине… отсутствия болтиков в нужном количестве!
Вы верите, что корпоративный гигант не может найти/нанять и организовать производство болтиков в нужном ему количестве сразу у нескольких поставщиков? Да поставщики сами выстроится в очередь, если им дать такую возможность!
Я для себя вывел простую формулу: чем больше объем производимой продукции, тем легче её производить не в Китае и использовать не китайские компоненты. На первых этапах можно отказываться от производства простых компонентов (таких, как упаковка), далее переходить на более сложные (аксессуары, болтики), а позже заказывать производство и ключевых компонентов (платы) на месте.
Сложности с логистикой и сбором компонентов в одном месте решаются точно так же, как они решаются сейчас, когда компоненты в Китай доставляются из разных уголков мира.
Пожалуйста, не пишите комментарии про «разрешение вывоза редкоземельных металлов только в виде готовых устройств». Китай – не единственная страна в мире, где производятся смартфоны, и редкоземельные металлы прекрасно экспортируются в отдельных компонентах
Никто не говорит о полном отказе от китайских компонентов, но зависимость от Китая корпорации легко могут снизить. Сочетать местные и китайские компоненты – это нормально. Китайцы сами собирают свои устройства из американских процессоров и тайваньской памяти.
Чтобы такие перемены начались, их нужно хотеть, и за них нужно быть готовыми заплатить. Корпорации могут позволить себе это. Расчеты, сравнивающие себестоимость компонентов устройства от ведущих брендов и его рыночную стоимость, многократно выкладывались в сети. Затраты на персонал и технологии в эти деньги тоже умещаются. Так что вопрос исключительно в желании.
В том, что я описал, есть конфликт интересов государства и частного бизнеса. Частный бизнес может заявить, что государство не имеет права лезть в их личные дела, и указывать им как работать. Но я считаю, что если уж частный бизнес смог вырасти и окрепнуть в тех условиях, которые ему предоставило то самое государство, то должен слушать государство в тех областях, где подразумеваются стратегические интересы и долгосрочные цели.
Государство, конечно, может помочь корпорациям помочь более мелкому бизнесу обслуживать корпорации и производить для них то, что производят китайцы. И это было бы логично. Но, повторюсь, корпорации должны захотеть и выступать за такую помощь.
Цель любой компании – заработок. В пресс-релизах и страничке «миссия» на сайте можно декларировать, что угодно, но реальность всегда упирается в деньги. Без денег компания не сможет развиваться и внедрять новые технологии и устройства, за которые её так любят.
У корпораций вопрос состоит не в том, что после переноса производства денег не станет. Вопрос в том, что денег станет меньше. И требования по доходу учредителей и акционеров будут удовлетворены в меньшей степени.
С другой стороны, есть акции. И, на мой взгляд, стоимость акций корпорации, производство которой диверсифицировано и в меньшей степени зависит от ситуации в стране-сборщике, должна быть выше. Кто-то может помнить, что в первой половине нулевых телефоны Nokia ещё собирались в Европе. И мы при покупке этого дорогого устройства всегда старались найти именно европейскую сборку, которая считалась более качественной.
Сейчас Нокиа передала управление брендом компании HMD Global. Производство полностью перенесено в Китай. Там работает мой хороший знакомый. Новых выдающихся моделей у бренда уже давно нет.
Возможно, вы будете удивлены, но менее 10-ти лет назад макбуки собирались и в Чехии, на филиале заводе той самой тайваньской фабрики, филиалы которой есть по всему миру, включая Петербург. Сейчас производство свёрнуто по ряду причин.
В конце могу лишь повторить то, с чего начинал: корпорации идут за производством в Китая для того, чтобы нарушать нормы труда цивилизованных стран, и чтобы им за это ничего не было. По миру можно найти много примеров, когда производства (или, как минимум, сборка) разнесены по разным странам, включая Россию и Европу. Корпорации могут менять правила игры, а вот малому и среднему бизнесу сделать это сложнее.
Об этом я как раз расскажу в следующей статье, основной акцент в которой будет сделан на то, почему малому и среднему бизнесу удобно и комфортно работать с Китаем.
Цикл статей начинается здесь: ОДИН, ДВА.
***
Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Издал книгу «Китайцы: руководство по применению» (можно скачать на LitRes, Ozon и Ridero, веду одноименный телеграм-канал.
Всегда рад новым подписчикам.