Как я не выдержал работу в китайской компании и китайских реалиях
Сегодня расскажу о том, как жизнь в китайских реалиях и работа в китайской компании не только разбили моё сердце, но и отбили у меня желание переезжать в КНР на постоянное место жительство.
Причина и в графике работы, и в национальной специфике.
На прошлой неделе я рассказал читателям как график работы в китайской компании разрушил мою личную жизнь и разбил мне сердце. Это история нашла большой отклик и вызвала вопросы по поводу моей жизни и работе в Китае. Сегодня я расскажу как раз об этом. История случилась несколько лет назад, но я по сей день даже не помышляю о том, чтобы переехать в Китай на ПМЖ. Годы идут, причины не меняются.
Уточню, что именно на китайцев я никогда не работал. Что такое китайский начальник, я понимал прекрасно. И поэтому заранее берег свою молодость и нервную систему.
Я жил в Китае во время длительных командировок по важным проектам, и когда делал попытку запустить совместное предприятие с китайцами. Об этой попытке я уже неоднократно рассказывал, а в моей книге есть глава «Два года головой о стену, или Совместное предприятие с китайцами», по одному названию которой вы можете сделать соответствующие выводы (черновики вы бесплатно можете прочитать по ссылкам - часть 1, часть 2).
Но давайте по пунктам.
1. Жизнь в формате «заработать денег любым способом».
Ещё только начиная работать с китайцами, я видел, что они пытаются заработать буквально любым способом: предлагают как свои товары, так и продукцию других компаний. Они готовы искать продукцию по запросу клиента или представить своих знакомых, которые в случае размещения заказа выплатят им комиссионные.
Они готовы делать инспекции качества и выполнять разнообразную работу по запросу клиентов. Большую часть заданий они передают другим исполнителям и зарабатывают на посредничестве. Это, безусловно, деньги, но не такие большие, чтобы кидаться на любой способ получить больше.
Что интересно, большая часть «наших» живёт точно так же: они имеют основную работу, но при этом ищут, куда бы ещё вписаться, где ещё можно заработать, кому продать или перепродать услуги. Эффект получается примерно такой же, как и с китайцами: при огромных затраченных ресурсах, это приносит небольшой дополнительный доход.
В 2023-м году не поменялось примерно ничего. Я только на этой неделе встречался со своим другом, который руководит в Китае филиалом крупной компании. Он подтвердил, что подобный стиль жизни является нормой. Хочешь денег – вертись.
К примеру, недавно я привозил из Китая образцы по «быстрому каналу». Так вот их русскоязычный агент передал посылку только после того, как рассказал, что «умеет принимать деньги», «занимается контролем качества», «найдёт любой товар» и вообще является экспертом во многих других делах.
Что наши, что китайцы постоянно предлагали мне «войти в проекты», «вместе искать клиентов» и присылали запросы, большую часть которых сразу стоило отправить в мусор. Я ходил на какие-то странные встречи, и участвовал в каких-то странных созвонах. Я ходил туда даже тогда, когда мне это надоело, и перестал только после того, как уехал.
Единственным плюсом этих походов является то, что сейчас (предвидя результат) на такие запросы я либо не отвечаю, либо вежливо отказываю. Мне почти ежедневно приходят запросы на разработку и закупку разного товара в Китае. Я говорю, что работаю в конкретной нише, и не хочу распыляться.
2. Переработки и отсутствие время на себя.
Жизнь в формате «заработать любой ценой» требует и переработок, и энергии на «непрофильные активности». Если я пытался соблюдать баланс даже с учётом встреч, о которых писал выше, то у моей девушки, например, этого не получалось. Она была вынуждена сидеть в офисе под контролем деспотичной начальницы.
Мои знакомые перерабатывали постоянно, а общаться с кем-то я мог только на деловых встречах. Встречи обычные часто отменялись, так как и наши, и китайцы хватались за любую возможность и шли на переговоры по бизнесу, если такие возникали.
Меня утомляли большие расстояния: я достаточно долго добирался до офиса, из офиса – на встречи, а в свободное время в бассейн или ресторан. Сбалансировать это было невозможно, так как китайский Шенчьжень на тот момент сильно разросся, а сейчас стали и того больше. И люди с офисами раскиданы по его районам и пригородам.
Здесь многие читатели скажут, что сейчас живут и работают точно так же в наших регионах.
Друзья, я не исключение. До 30-ти лет я точно так же работал и вкалывал. У меня было мало выходных и начальники-самодуры. И в этот период я заработал меньше всего денег и сделал меньше всего накоплений.
А дальше я уже стал понимать, как могу находить баланс, и что нужно делать, чтобы иметь достойный заработок за свою работу. Разумеется, как работа после ВУЗа, так и работа над собой (изучение языков, тренинги) так же на это повлияли. Поэтому «отката назад» с учётом жизни в Китае мне не хотелось. Как не хочется его сейчас.
3. Я так и не смог обуздать хаос в китайской компании.
Любая китайская компания малого и среднего бизнеса работает в атмосфере хаоса. Впрочем, это же касается и некоторых компаний другого размера, и в ближайшее время я обязательно напишу об этом.
Все что-то делают, суетятся, бросают задачи, если начальник попросит что-то сделать. Образцы свалены в кучи, распиханы по шкафам. Требования переводятся и передаются на бумагах, которые постоянно теряются.
Файлы клиентов хранятся непонятно где, и системы в их хранении нет никакой. Каким-то образом перед производством требования и файлы собираются по крупицам и передаются на фабрику. Порой это даёт критичные сбои и провоцирует ошибки.
С движением денег и отчётностью происходит какой-то ад, и в финансовых показателях своего китайского партнёра я так и не разобрался. Единственное, что я усвоил от его заместителя «если считать, как предлагал я и закладывать все затраты, почти все проекты будут убыточными».
И моя попытка как-то упорядочить этот хаос провалилась. Я добился того, что мы подключили в офисе сетевой диск с корпоративным доступом. Добился того, что менеджеры заводили там папки клиентов и копировали все необходимые файлы. Но по факту диском пользовался только я: все остальные добавляли файлы из-под палки, и искали информацию где угодно, но не там, где она была.
И дело, конечно, было не только в сетевом диске. Глобально провалилась моя попытка построить совместный проект с китайцами. Идея была в том, чтобы совместить их скорость и умение с нашими знаниями, как всё сделать правильно. Но китайская компания продолжала оставаться китайской. Она не интегрировалась с нашим видением и нашими процессами. Мы вели параллельные деятельности, пересекаясь по общим активностям.
Здесь ещё раз сошлюсь на детальное описание этого опыта в главе «Два года головой о стену, или Совместное предприятие с китайцами», которую вы можете прочитать отдельно (часть 1, часть 2).
Причин неожиданно получилось много. Не хочу утомлять вас объёмными текстами и продолжу на следующей неделе.
Расскажу, как я ничего не смог сделать с китайским распорядком, как так и не вписался в рабочий коллектив китайцев и почему со мной перестали общаться почти все те, кто называл себя друзьями.
***
Двенадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Веду телеграм-канал «Китайцы: руководство по применению», издал одноименную книгу (можно скачать на LitRes, Ozon и Ridero).
Всегда рад новым подписчикам.