Как меня сломала работа в китайских реалиях
Сегодня продолжу рассказ о том, как меня сломали жизнь в китайских реалиях и работа в китайской компании.
В подробностях остановлюсь на том, как я ничего не смог сделать с китайским распорядком дня, так и не вписался в рабочий коллектив китайцев, и как со мной перестали общаться все те, кто называл себя друзьями.
Этот текст продолжает мои заметки, публикации которых я начал две недели назад. В первой можно прочитать как график работы в китайской компании разрушил мою личную жизнь и разбил мне сердце; во второй – как я не проникся идеей постоянной охоты за деньгами и не смог обуздать хаос в китайской компании.
Продолжим по пунктам.
1. Я ничего не смог сделать с китайским распорядком дня.
Несмотря на то, что китайцы постоянно перерабатывают и редко бывают дома, в их жизни есть чёткое расписание для еды и отдыха. Поесть нужно именно в определенное время, а отдыхает вся страна в одни и те же даты.
Особенно важно поесть в правильное время в обед, после чего ещё можно успеть поспать. И если этого не сделать вовремя, то китаец, конечно, может вытерпеть, но по его лицу видно, что человек очень страдает и подвергает себя мучениям.
Весь офисный и фабричный Китай отдыхает с 12 до 13. В это время производство встает, офисы пустеют, а в кафе образуются огромные очереди из желающих перекусить. Китайцы сохраняют этот ритуал и во время выставок, когда раскладывают еду прямо на стендах.
Меня эта толкучка и толпы по понятным причинам не устраивали. И я придумал «гениальное решение» - мы сдвинули обед на 45 минут и шли обедать, когда большая часть людей с него уже возвращалась.
Но персонал из-за этого страдал. Люди нервничали, что-то перекусывали и ерзали на креслах. Внутренний будильник гнал их в толпы и очереди.
В итоге мы решили, что большая часть обедает по стандартному графику, а со мной ходят лишь те, кто готов поддержать нововведение (таких было двое). Но и те двое вернулись к привычным обедам как только я уехал.
Я не смог изменить ничего ни в устройстве китайской компании, и ничего не смог поделать со внутренним китайским будильником.
2. Я не вписался в рабочий коллектив китайцев
Выше я рассказал про то, что привычный китайский уклад жизни победил моё желание все оптимизировать, в прошлый раз я рассказал о том, что ничего не смог сделать с китайским хаосом.
Но был и ещё один немаловажный фактор: полноценной командой с китайцами мы так и не стали.
Китайский бизнес партнёр внимательно выслушивал мои и наши идеи, но почти всегда поступал по-своему. Его коллектив был осведомлен, что мы теперь партнёры, но все важные вопросы всё равно подтверждал у китайского начальника.
Меня так и не перестали воспринимать как иностранца, гостя. Я уже говорил, что старался не уподобляться китайцам и сделал себе щадящий график работы. То есть в субботу в офисе я не появлялся. Коллектив воспринимал это как «ему можно, он иностранец».
При этом в компании китайского партнёра были просто отличные по китайским критериям условия работы: в субботу рабочий день у офисных сотрудников был сокращенным, а фабрика заканчивала работать на час раньше. Мои предложения сделать выходной хотя бы одну субботу в месяце, отклика не нашли.
А вот когда из-за встреч с клиентами или загрузки в офисе появлялся я, это всех удивляло.
Мы с китайцами не начали работать как команда. Мы продолжили работу в формате «наша команда ставит задачи, китайцы – делают». По такой схеме особого смысла работать с ними в офисе не было. Когда я уехал, эффективность не особо сильно упала.
3. Со мной перестали общаться почти все те, кто называл себя друзьями.
Когда я размещал заказы в Китае и выступал в роли клиента, у меня были десятки поставщиков. С некоторыми были хорошие отношения, казалось, что устанавливается если не дружба, то приятельство. Друзья, впрочем, тоже были.
Но в тот момент, когда я объявил о создании собственной компании, которая оказывает сервисные услуги, дружить со мной резко перестали. Кто-то перестал находить свободное время для того, чтобы вместе поужинать, кто-то прямым текстом заявил, что теперь со мной запрещает общаться начальник, так как мы «конкуренты».
Меня по инерции окучивали те, кто пытался мне что-то продать, но понимая, что я ничего покупать не буду, быстро отваливались. При этом наши наработки по созданию дизайнов, интерфейсов, консалтинг по бизнесу китайцам были совершенно не интересны.
Узнав, что я возобновил сотрудничество с локальными брендами и вновь могу у них что-то покупать, многие из этих же самых людей вновь писали мне, напоминая о нашей «дружбе». Возможно, они обнулились или были слишком заняты, но я ничего не забыл.
Эта ситуация не то, чтобы стала «сильным ударом», но помогла сделать правильные выводы, которые я не забываю и сейчас.
С тех времен я поддерживаю отношения всего с тремя людьми. У нас нет бизнеса, нас не связывают деловые отношения. Но мы переписываемся и встречаемся каждый раз, когда я оказываюсь в Китае.
… Как я говорил, с тех пор сотрудничество с Китаем проходит в формате дистанционной работы и длительных командировок. С тех пор я пожил в нескольких местах, и за более короткий срок либо нашёл для себя интересный круг общения, либо понял, что могу его завести.
Жизнь в Китае я воспринимаю как спринтерскую гонку, борьбу за проекты и ресурсы. Если ты не занимаешься этим, то не выживешь из-за стоимости жизни.
Мне нравится приезжать в Поднебесную, изучать особенности и путешествовать по новым местам. Но этим, наверное, всё и ограничится.
***
Двенадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Веду телеграм-канал «Китайцы: руководство по применению», издал одноименную книгу (можно скачать на LitRes, Ozon и Ridero).
Всегда рад новым подписчикам.